12.02.2021
12.02.2021
Дошкольнику о правилах
пожарной безопасности
В современном мире
никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий –
ураганов, наводнений, пожаров. Особую тревогу взрослые испытывают за детей.
Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставит
детей перед реальными опасностями. У детей дошкольного возраста отсутствует
защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Многие дети не
знают правил соблюдения пожарной безопасности и правил поведения во время
пожара. Они обычно прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже
тогда, когда это можно сделать. Подсчитано: на тысячу пожаров сто
вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и
легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Многие
из них не знают номера «01». Это не может не вызвать тревогу.
Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть
пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы
изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного
возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись
целенаправленно и систематически.
Поэтому проблема безопасности жизнедеятельности
воспитанников признается одной из приоритетных. Одним запретом «нельзя»
невозможно избежать несчастных случаев, надо стремимся не запрещать, а дать
ребенку исчерпывающие знания.
Исходя из этого, перед педагогами
дошкольных учреждений стоят следующие задачи:
1. Формировать системные представления
об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего
обихода в жизни человека.
2. Формировать чувство повышенной
опасности огня.
3. Формировать понимание необходимости
соблюдения правил пожарной безопасности, представление о труде пожарных.
4. Формировать умение вести себя в случае
пожара.
5. Формировать личностные качества,
дисциплинированность, выдержку, внимание.
Для решения этих задач используются самые разнообразные
формы и методы работы по обучению детей пожарной безопасности:
- комплексные
и интегрированные занятия. Цель: познакомить с правилами
пожарной безопасности в лесу, вооружить детей знанием основных причин пожара в
лесу. («Огонь – друг», «Огонь добрый, огонь злой»);
- занятия-проекты. Дети
вместе с воспитателем и родителями готовят проекты, оформляют их в виде газет,
брошюр. («Моя безопасность», «Злой и добрый огонь»);
- практическое
занятие. Цель: обучить конкретным навыкам
тушения начинающегося пожара и спасения себя от огня и дыма, познакомить детей
с правилами пожарной безопасности дома и в детском саду. («Чтобы не было беды»);
- экскурсии
по детскому саду. Цель: познакомить детей с уголком
противопожарной безопасности, системой оповещения, средствами тушения
пожара, эвакуационными путями, показать, что взрослые о них заботятся,
предусмотрели необходимые действия на тот случай, если случится пожар и хотят
их научить правильному поведению во время пожара;
- игры-соревнования,
подвижные игры, дидактические игры. Цель:
научить детей находить среди опасных предметов те, которые
являются причиной пожара («Причины пожаров», «Пожароопасные предметы»,
«Горит - не горит»), сюжетно-ролевые («Семья», «Юные пожарные», «Что необходимо
пожарному?»)
- беседы: «Огонь
– друг и враг человека», «Пожарная сигнализация», «Люди героической профессии»,
«Что может испортить Новогодний праздник?»; проблемные ситуации: «Бабушка
забыла выключить утюг», «Мама оставила сушить бельё над плитой», «Опасная
свеча».
-
знакомство с художественной литературой: К.И.
Чуковский «Путаница»; сказки «Как человек подружился с огнём», «Как
огонь воду замуж взял»; С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном
герое», «Кошкин дом»; Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»; Б. Жидков «Пожар в море»,
О. Иоселиани «Пожарная
команда»; Л. Куклин «Сталевар. Кузнец. Пожарный»; Е. Новичихин «Ноль — один»;
«Спички»; К.Оленев «Красная машина»; Д.Орлова «Как Стобед хотел испугать волка,
а сам чуть не сгорел»; Е.Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»; В.Распутин «
Костер»; О.Смирнов «Степной пожар».
Использование наглядного материала помогает
решать поставленные задачи.
- яркие
плакаты, иллюстрации, пособия, буклеты;
-составление
коллажей - «От чего может произойти пожар»,
«Электроприборы», «Кошкин дом»;
- моделирование
и анализ заданных ситуаций - «Пожар
дома», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…», «Как бы ты поступил»;
- познавательные
викторины, на которых дети показывают свои знания;
- обучающие
ролики.
Для ознакомления воспитанников с правилами пожарной
безопасности создана предметно-развивающая среда:
- в коридорах нашего дошкольного
подразделения оформлены информационные
уголки для родителей о правилах пожарной безопасности, где родители могут ознакомиться
с необходимой информацией и получить рекомендации.
− в группе оформлены уголки
безопасности для детей: плакаты, иллюстративный материал, макеты, выставки
рисунков и поделок в соответствии с возрастными особенностями детей.