19.01.2021
Основные черты детей с ЗПР
Повышенная истощаемость и в результате неё низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приёма и переработки информации. Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них преобладают игровые мотивы. Отмечается недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью может серьёзно тормозить их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, вследствие чего у детей возникают затруднения в усвоении учебного материала: они не удерживают в памяти условия задания, оказываются неспособными оценить результаты своих действий; их представления об окружающем мире недостаточно широки. Наблюдаются частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений, тесно связанных с нервно-психическим состоянием и возникающих порой без видимых причин. Однако и внешние обстоятельства, например, такие, как сложность задания, необходимость выполнения большого объёма работы, выводят ребёнка из равновесия, заставляют нервничать и иногда надолго выбивают его из рабочего состояния.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается
целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих сохранность
многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные стороны
проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и интересных заданий,
не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной
доброжелательной обстановке. В таком состоянии при индивидуальной работе с
ними дети оказываются способными самостоятельно или с незначительной
помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне нормально
развивающихся сверстников (производить группировку предметов, устанавливать
причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом, понимать
переносный смысл пословиц).